Образовательная программа «Юный геолог»

Идея, цели и задачи образовательной программы дополнительного образования детей «Юный геолог» исходят из концептуальной модели детско-юношеского геологического движения в России, в которой определена роль геологии в повышении образовательного и мировоззренческого уровня формирующейся личности. 

Актуальность программы

Являясь существенным дополнением базовых школьных дисциплин – географии, биологии, химии, физики, геологическое образование позволит обучающимся получить соответствующее современному уровню целостное представления о Земле как о космическом и геологическом теле тем самым усилит интеграцию перечисленных предметов.

Особенности программы

Изучая геологию, увлекаясь романтикой профессии геолога, обучающиеся в объединениях определяют для себя горизонты развития самостоятельно, проходя при этом путь личного развития быстрыми темпами, на максимальном уровне сложности.

Новизна программы

Программа позволяет обучающимся находить реальные мотивы и цели, побуждающие к учебной деятельности, что неизбежно приведет к  работе с научными теоретическими понятиями, к формированию теоретического мышления и творческих способностей, и, следовательно, развитие творческого потенциала.

Основа программы

В основу программы положен краеведческий принцип, что значительно расширяет представление о геологии родного края, его ресурсах, охране и преобразовании природы.

Настоящая программа  разработана в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29.12.2012г., разработанной на его основе Концепцией развития дополнительного образования детей  до 2020 года и требованиями ФГОС, формируемого дополнительным учреждением в рамках внеурочной деятельности общекультурного направления. Она составлена в соответствии с общими учебно – воспитательными задачами и призвана содействовать всестороннему изучению обучающимися социально – демографических, экономических, правовых и политических особенностей родного края.

Цели программы:

Создание условий для развития личности обучающихся, способной к  самообразованию, саморазвитию, самореализации, через освоение геологических знаний, изучение природы родного края, профессиональную направленность.

Задачи:
 Обучающие:
  • обучение основам геологических знаний;
  • развитие умения работать с разными источниками информации;
  • интеграция геологии и образовательных дисциплин (математики, физики, химии, географии, биологии, астрономии, краеведения и др.);
  • формирование навыка приобретения обучающимися личного практического и теоретического опыта;
  • обучение приемам мониторинга окружающей среды;
  • формирование туристско-бытовых знаний, умений, навыков, основ личной гигиены и первой до врачебной помощи.
Развивающие:
  • создание условий для развития теоретического и диалектического мышления обучающихся;
  • создание условий для поддержания высокого уровня познавательной активности обучающихся через организацию их собственной учебной деятельности;
  • развитие способностей принимать не стандартные решения в исключительных ситуациях.
 Воспитывающие:
  • воспитание патриотизма через изучение природы родного края;
  • формирование экологической культуры, чувства ответственности за сохранение окружающей среды;
  • воспитание личности способной думать, творить, действовать;
  • формирование ценностных ориентиров, стремление утвердить себя в разнообразной деятельности, активной жизненной позиции;
  • формирование ответственного отношения к исполнению обязанностей, пунктуальность, инициативность, коллективизм;
  • укрепление здоровья, воспитание физической культуры.
Возраст детей

Краеведческая программа рассчитана на учащихся 10- 12 лет

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на 4 года обучения и распределяется следующим образом:

1 год «Волшебный мир камня» – обучающиеся 10 лет;

2 год «Общая геология» – обучающиеся 10-11 лет;

3 год «Геология и живая природа» – обучающиеся 11-12 лет;

4 год «Юношеская геологическая партия» – обучающиеся 12 лет.

Режим занятий

Занятия в геологическом объединении проводятся по 144 часовой годовой программе, 4 часа в неделю по 45 минут с 10 минутной динамической паузой. Теоретические занятия проводятся в классных аудиториях, геологическом музее. Практикум – на местности. Предусмотрены часы для  обзорных и учебных экскурсий, участие в массовых мероприятиях (геологических слетах, соревнованиях научно-практических конференциях, олимпиадах), совместная работа с родителями.

Темы в учебном плане проходят как самостоятельные, так и сквозные – от первого до последнего года обучения. Равномерно распределенная информация обеспечивает поступательное обучение, позволяя подавать  материал, усложняя его по мере взросления обучающихся и обретения ими навыков самостоятельной работы, как в области геологии, так и в краеведении.

Такое распределение материала, выходящее за рамки школьной программы, позволяет в наибольшей мере способствовать формированию естественно – научного мировоззрения, самостоятельно и разумно выбрать профессиональный путь, основанный на склонностях и интересах личности обучающихся, в результате чего явится профессиональное соответствие, которое выступит как одно из условий достижения человеком успеха в жизни.

Авторы

Минибаев Айрат Ришатович – педагог дополнительного образования, геогид геопарка «Торатау».

Дополнительные материалы:
Поделиться в vk
Поделиться в facebook
Поделиться в odnoklassniki

Заявка