История горы Торатау

Иллюстрация 1.

Освоение человеком ближайших окрестностей горы началось как минимум с середины II тыс. до н.э., в эпоху бронзы. В середине I тыс. до н.э. вокруг горы возникают сарматские кочевья, а вершина горы начала использоваться как крупное святилище местного населения, где проводились различные обряды. Культурный слой и остатки сооружений, скрытых в земле, занимают всю вершину шихана Торатау. Вероятно, они также есть на склонах горы и у ее подножья. Святилище впервые выявлено в 1951 году экспедицией Уральского университета. Находки свидетельствуют о том, что вершина шихана посещалась людьми – жителями предгорных равнин Южного Урала – вплоть до позднего средневековья (эпоха Золотой Орды), т.е. около двух тысяч лет и даже в более позднее время, что отражено уже в исторических источниках и сохранилось в памяти башкирского народа.

Иллюстрация 2. Сарматские кинжалы, найденные у подножья горы в 1980-е годы.

В родословной (шежере) башкир племен усерган говорится: «Турахан. Место его дворца (ставка) находилось на Торатау у Агидели. Он был самовластным ханом башкирского народа». Гора Торатау неоднократно упоминается в башкирских эпосах («Идукай и Мурадым», «Идель и Яик» и др.). В 1774 году академик И.И. Лепехин писал, что башкиры племени юрматы к горе «имеют особливое почтение и почитают ее за освященное место». В башкирской исторической традиции гора Торатау является сакральным центром родной земли.

The material was prepared jointly with the Institute of History, Language and Literature of the Ufa (Order of the Badge of Honor) Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences (RAS)



Text to us

Заявка

Your message has been sent! The Geopark press service will try to answer as soon as possible!